Выбор в пользу «Астаны»


Новости

Крестьянское хозяйство «Сураева» земли имеет немного - 1308 га пашни и 650 га пастбищ. Но его вполне можно назвать мини-агрохолдингом, поскольку тут отстроен полный цикл производства - выращивание зерновых и кормовых культур, содержание различных видов скота, а также производство полуфабрикатов и реализация продукции в собственном магазине в селе Акбулак Акмолинской области.

Преимущества аулиеколей

Основа животноводства в КХ «Сураева» - содержание крупного рогатого скота (хотя есть тут и лошади, и козы, и даже свиньи).
Причем КРС в хозяйстве не простой, а племенной - аулиекольской породы. Первые 20 телок и один бык были куплены в 2002 году не где-то, а на племзаводе «Москалевский» Костанайской области. Это то самое хозяйство, где аулиекольская порода и была создана группой казахстанских селекционеров.
К настоящему моменту поголовье красавцев-аулиеколей выросло до 165 голов, из которых 10 племенных быков. Помогает хозяйство в «ремонте» общего поголовья односельчан - коров принимают в свое стадо, куда запускаются племенные быки. В результате потомство несет кровь аулиеколей.

- Тогда, в 2002 году,  на племзаводе «Москалевский» шел развал, элементарно им даже за свет нечем было платить, - рассказал Юрий Сураев (на фото), глава крестьянского хозяйства. - И они поставили скот на реализацию, предложили нам. Мы взяли и не пожалели.

Фермер смог убедиться в преимуществах аулиеколей на своем опыте. Во-первых, они едят любую растительность, так что сельчане в шутку прозвали их «комбайнами» - после себя животные не оставляют ничего. Поэтому с ранней весны до поздней осени аулиеколей держат на свободном выпасе, без необходимости какой-либо дополнительной подкормки. В нынешнем сезоне, когда и в Акмолинской области пастбища были бедны на травы, эта особенность местной породы пришлась как нельзя кстати. Чувствует скот себя хорошо, он упитан и бодр.

Молодняк получили также сильный, выход телят в хозяйстве, как всегда, выше 90%. Этому показателю могут позавидовать многие крупные хозяйства. 
Продает хозяйство как породистый молодняк, так и откармливает бычков на мясо. Благо с кормами тут проблем нет. На своих площадях выращиваются пшеница, ячмень, овес, зерносмесь и суданская трава.

Неспешная стратегия
Что касается урожая, то для нынешнего года он вполне неплох. Дело в том, что Юрий Сураев не стал спешить с севом и провел его не в начале мая, как многие его соседи, решившие «ловить» весеннюю влагу, а наоборот, позже.

- Сеять я начал 23 мая, а закончил 3 июня, - рассказал фермер. - Рекомендованные для нашей зоны сроки - с 15 по 28 мая. Мы их на неделю сдвинули, исходя из складывающихся условий.

В результате эта стратегия себя оправдала: за лето выпал всего один дождь, но он пришелся на самый нужный момент, перед наливом. Это была середина июля, осадки зарядили на три дня. К тому моменту у соседей ранние посевы уже начали гореть от засухи. А более поздние поля Юрия Сураева еще только подходили к критической точке. И дождь их спас. Да, безусловно, поля пострадали от засухи, и сейчас их тоже прорезают трещины шириной в ладонь. Но хлеба стоят хорошие. Видовая урожайность в среднем не ниже 10 ц/га.

- В нашем регионе в нынешнем году хорошие поля дают урожай не выше 13 ц/га, а плохие на уровне 5-6 ц/га, - рассказал фермер. - В прошлом году все было иначе. Если говорить именно про наше хозяйство, то ячменя мы в 2020 году собрали 17 ц/га, пшеницы - 13 ц/га. Получается, в нынешнем сезоне мы получим урожай на 30-40% ниже прошлогоднего. Но в сравнении со многими соседями это неплохо.

Выбор в пользу «Астаны»

Втором положительным фактором для урожайности стало внесение минеральных удобрений: перед посевом почву подкормили аммофосом (50 кг/га) и селитрой (40 кг/га). Несмотря на засуху, удобрения сработали за счет накопленной в почве влаги. Этому помогла осенняя зяблевая обработка. Вообще, работе с почвой Юрий Сураев уделяет особое внимание. Например, сейчас, после скашивания полей, туда сразу выходит техника для проведения щелевания. Это также поможет накопить влагу и за счет осенних дождей (если они будут, конечно), и весной будет способствовать впитыванию талых вод.

- К уборке пшеницы мы еще не приступали, - отметил фермер. - Но разница между полями, где было внесение удобрений, и где нет, видна невооруженным глазом. Соответственно, разницу покажет и бункер. Что касается экономической оправданности, то я ее просчитал: если на поле благодаря внесению удобрений я получу прибавку хотя бы в 1 центнер с гектара, то это уже покроет все затраты.

Третий фактор стабильной урожайности - качественные семена проверенных на своем опыте районированных сортов. Юрий Сураев сеет пшеницу сорта «Астана», созданного селекционерами НПЦЗХ им. А. Бараева специально для засушливого климата Центрального Казахстана. Использует элиту и первую репродукцию. Это себя оправдывает. Да, многие из соседей увлекаются привезенными из-за границы сортами, но нынешний сезон показал, какой это риск. Конечно, во влажный год импортные сорта могут дать более высокую урожайность. Но если год засушливый (а они случаются все чаще), то стабильную урожайность дают только местные сорта. 
А вот ячмень сеется украинской селекции, сорт «Вакула» с шестирядным колосом. Он в Центральном Казахстане культивируется уже давно и отлично показал себя в засушливых условиях.
 

Пшеница по 110 тыс./тонна

Что касается себестоимости зерна, то его предстоит подсчитать по завершении жатвы. Но уже ясно, что все составляющие выросли, тогда как урожайность снизилась. Естественно, это значительно увеличит себестоимость. Например, дизтопливо в прошлом году фермеры покупали по 172 тенге/литр, в нынешнем - по 184.

- В прошлом сезоне себестоимость нашей пшеницы сложилась на уровне 45 тыс. тенге/тонна, - рассказал Юрий Сураев. - Сколько будет в нынешнем году - посмотрим. Но в любом случае цена на  пшеницу на рынке должна быть на уровне 110 тыс. тенге, чтобы мы остались стоять на ногах. Нам нужно закрывать свои кредиты, нам нужно готовиться к следующему сезону. Если зерно будет стоить дешевле, то мы просто не сможем покрыть все свои издержки. Вот, смотрите, только один пример - в 2014 году мы брали комбайн за 23 млн тенге, сейчас такой же стоит уже около 70 млн. Видите, какой рост? Поэтому и стоимость нашей продукции должна увеличиваться соответственно.

На жатве работают два одинаковых комбайна. Первый, белоруской сборки (он называется «Полесье»), купили в 2014 году. Второй, уже казахстанской сборки (он называется Essil-760), - в 2018-м. Начинка у них идентичная, несмотря на разные наименования машин. Качеством и производительностью Юрий Сураев доволен. На первом комбайне он сам отработал шесть лет, чтобы сделать положительные выводы в пользу этой техники.  

Что касается сроков жатвы, то она стартовала также на неделю позже, чем у соседей - сказались более поздние сроки сева. И первым делом Юрий Сураев начал косить поля ячменя. Уборка раздельная, свал-подбор. Ячменную солому не измельчают, а тоже собирают, она пойдет на корма, поскольку сена все-таки в нынешнем сезоне мало, хоть суданская трава и позволила создать какой-то запас.
После ячменя придет черед пшеницы. В целом завершить страду планируют до 20 сентября. Вроде бы прогнозы синоптиков благоприятные, начало осени обещают теплое и сухое.

Сергей Буянов

Источник: 
https://eldala.kz/reportazh/6717-za-chto-fermery-nazyvayut-auliekoley-kombaynami
скачать dle 12.0
505 -рет қаралды

Басқа да


Серіктестер
Наверх Наверх