Как агротехнологии помогают зарабатывать $500 с гектара
Новости
Урожай зерна в полтора раза выше среднего по стране получили в нынешнем непростом сезоне фермеры ТОО «Найдоровское», которое обрабатывает 20 тыс. га в Карагандинской области. Это аграрное предприятие по праву считается одним из наиболее передовых в стране. При этом его директор Павел Лущак не делает никакого секрета из агротехнологий, обеспечивающих стабильные результаты даже в самые тяжелые сезоны.
Аграрным бизнесом Павел Лущак занимается 20 лет. За это время он пришел к пониманию того, какие культуры лучше всего подходят для Центрального Казахстана с его суровыми природно-климатическими особенностями. Это твердая пшеница и лен. С дурумом все понятно — жаркое засушливое лето — одно из основных условий получения зерна высокого качества. И не пользоваться таким естественным преимуществом было бы странно.
Что касается льна, то это востребованная на рынке (а посему дорогая) культура, которая к тому же отличается неприхотливостью.
— Диверсификация это, конечно, хорошо, но я всегда говорю: в Карагандинской области сейте твердую пшеницу, сейте лен — и будет вам счастье, — отметил Павел Лущак.
Хотя ограничения четырехпольного севооборота не позволяют хозяйству сеять лишь две эти культуры, поэтому тут постоянно пробуют что-то новое.
Дурум
Твердую пшеницу австрийского сорта Flora Dur в «Найдоровском» выращивают с 2016 года. Площади росли постепенно, по мере того, как фермеры убеждались в ее преимуществах. Сначала это были 60 га, потом 550, потом 1890. В нынешнем году она заняла 5000 га — треть от всех засеянных полей. При средней урожайности в 20 ц/га валовый сбор составил 10 тыс. тонн. Урожай фермеров радует, причем не только объемом, но и ценой. В сентябре хозяйство законтрактовало на экспорт в Европу первую партию в 2 тыс. тонн по цене 120 тыс. тенге/тонна. В прошлом сезоне такая цена пришла только в феврале.
— Да, урожай мы получили ниже, чем обычно, из-за засушливых условий, — рассказал Павел Лущак. — Например, в прошлом сезоне мы имели 23 ц/га, хотя год тоже был непростым. А в 2018 году, когда осадков выпало достаточно, у нас были рекордные показатели: поля с урожайностью 47 и 50 центнеров с гектара. Но и нынешние 2 тонны с гектара — это очень хорошо. Даже при сентябрьской цене в 120 тыс. за тонну гектар нам дает 240 тыс. тенге. Затраты при нашей технологии — примерно 85 тыс. тенге на гектар. Сюда входит все, вплоть до амортизации, процентов банка, выплат по лизингу, налогов. Но вы видите, что все равно мы получаем прибыль 155 тыс. с гектара. Поэтому я и говорю, что твердая пшеница тянет вперед по рентабельности.
Дурум сейчас не только идет на экспорт, но и активно продается на местном рынке. Например, в Караганде хлебомакаронный комбинат покупает твердую пшеницу и на своей линии производит макароны, которые продаются и за границу. Таким образом, проблем со сбытом нет, спрос будет только расти. Тем удивительнее для самого Павла Лущака тот факт, что очень немногие фермеры переходят от традиционной для региона мягкой пшеницы на твердую. Это он объясняет традициями и нежеланием что-то менять.
Конечно, выращивание дурума требует грамотного подхода. Есть свои нюансы. Например, сеять ее лучше по пару либо по бобовому предшественнику.
— Главное, чтобы предшественником не была мягкая пшеница, — пояснил Павел Лущак. — Потому что один из важных показателей качества твердой пшеницы — стекловидность. А если к твердому зерну подмешается мягкое, этот показатель упадет, сказавшись на цене всего урожая.
Центральный Казахстан — один из немногих регионов мира, где возможно выращивание качественного дурума — ему нужны летняя жара и засушливость. Именно эти условия и обеспечивают очень высокую стекловидность. В 2017 году в «Найдоровском» получили зерно со стекловидностью от 88% до 94%. Для Европы это невероятные показатели. В нынешнем году стекловидность ниже, 82-85%, что тоже очень хорошо. Ведь для товарной твердой пшеницы качество начинается со стекловидности 65%. Так что найдоровский дурум смело входит в 1 класс.
Лен
Льна в «Найдоровском» 3300 га. Уборка еще не завершена, скошена лишь половина. Пока урожайность прогнозируют на уровне 10 ц/га (в прошлом сезоне было 9 ц/га).
При этом по цене эта востребованная масличная культура в нынешнем сезоне уже ушла по 200 тыс. тенге за тонну.
— В нашем хозяйстве лен — это выводная культура, — рассказал Павел Лущак. — То есть его мы сажаем в последний год перед паром. Поэтому урожайность невысокая — удобрений ему уже остается немного. Тем не менее свою задачу он выполняет. А она у нас простая – взять с гектара не менее 160 тыс. тенге. Так что с нынешними ценами лен свой план даже перевыполнит.
Лен культура очень выносливая, идеально подходит для местного климата: когда его заливает дождями, он это нормально переносит, и когда подвергается засухе, тоже нормально развивается.
Фермер отметил, что в нынешнем году на испытательном поле попробовали семена нового сорта льна «Янтарь» из Костанайской области. Он показал себя очень хорошо, дав урожайность на 4 ц/га выше средней.
Мягкая пшеница
Урожайность мягкой пшеницы в хозяйстве оказалась ниже, чем твердой, на уровне 19 ц/га. Также ниже и ее цена, 90 — 94 тыс. тенге за тонну 3 класса. Однако и этот показатель для нынешнего года неплох, обеспечивая хорошую рентабельность, — около 100 тыс. тенге с гектара.
Ежегодно в «Найдоровском» закладывают производственные опыты для оценки потенциала тех или иных сортов семян. Только в нынешнем сезоне семена мягкой пшеницы завозились из Австрии, Франции, Германии, Украины, России. Конечно, есть и передовая казахстанская селекция.
— У нас было десять сортов — «конкурсников» мягкой пшеницы, — рассказал Павел Лущак. — Они показали урожайность от 24 до 33 ц/га. Опыт по каждому сорту у нас длится два года, сеется сначала элита, потом 1-я репродукция. Норма высева небольшая, 100-110 кг на гектар, чтобы получить более крупные семена. В итоге из десяти выбираем три сорта на ближайшие три-четыре года. Смотрим, конечно, и на урожайность, и на качество, и на устойчивость к болезням. И, конечно, четвертый фактор — доступность семян. Если урожайность будет примерно равной у зарубежной селекции и у казахстанской, мы выберем местную.
В число «конкурсников» фермеры включают те сорта, про которые уже слышали что-то хорошее. Так в нынешнем году случилось с сортом «Айна», созданным селекционерами Карабалыкской сельскохозяйственной опытной станции из Костанайской области. Этот сорт аграриев удивил и порадовал.
— Мы купили 15 тонн семян и посеяли в нынешнем году, — рассказал Павел Лущак. — Среди казахстанских сортов «Айна» стала лидером, показав урожайность 28,6 ц/га и клейковину 26%. Немного проиграла только сорту «Северянка» из Павлодара, который показал 28,8 ц/га и клейковину 29%. Но тут просто мы не учли слабое кущение «Айны» и немного промахнулись с нормой высева. В следующее году этот нюанс учтем, и у «Айны» уйдет за 30 ц/га. Для нашей зоны этот сорт перспективен, поэтому в будущем году мы его посеем на 1000 га.
Чечевица
Есть в «Найдоровском» немножко чечевицы — 80 га. Ею в хозяйстве занялись в тот период, когда цена на бобовые была очень высокой. Потом тренд сменился, цены упали, площади под ней сократили. В нынешнем сезоне цены снова интересные. Но все-таки возвращаться к массовому производству в хозяйстве не хотят по ряду чисто агротехнологических причин. Основное — она тяжела для уборки в силу низкорослости. Кроме того, не любит холодные ночи Центрального Казахстана.
— Во время уборки у нас сердце кровью обливается, — рассказал Павел Лущак. — Тяжело видеть эти огромные потери! В 2018 году у нас был очень хороший урожай, 22-23 ц/га. Но при этом еще не менее 10 центнеров на земле оставалось. Ее убирать — уметь надо.
Конечно, руку бы набили со временем, но в хозяйстве сделали выбор в пользу других культур.
Люцерна
Введение орошаемых площадей в «Найдоровском» стартовало в 2014 году. Решение о запуске проекта было принято после того, как 2012 год принес Казахстану жесточайшую засуху. Фермеры поняли необходимость диверсификации рисков агробизнеса в том числе и за счет осваивания полива. С 2014 года вводится по одному полю с поливными машинами кругового типа. Не станет исключением и нынешний год — новый водовод уже подготовлен.
— Мы не хотим замыкаться только на картофеле и овощах, а видим определенную перспективу в люцерне, — рассказал Павел Лущак. — В будущем, если удастся создать кластер и увеличить масштабы производства, мы можем начать ее гранулирование. Финансово это будет очень интересно. В том числе есть хороший спрос со стороны Китая и Европы.
Люцерну на одном поливном поле в нынешнем году попробовали выращивать впервые. За сезон успели провести три полноценных укоса и еще немного накосили в начале октября. Но в целом поле за лето позволило получить около 10 тонн с гектара (2+4+3+1).
— Для первого года такой урожай можно считать неплохим. Собственное животноводство обеспечим кормами, — резюмировал Павел Лущак.
Картофель
Картофель в «Найдоровском» в нынешнем году занял 250 га орошаемых земель. Посадку его выполнили в оптимальные агротехнические сроки — с 12 по 25 мая. Но, к сожалению, экстремальная жара в конце весны и в начале лета сказалась на объеме урожая, он на 40% ниже обычного: если в прошлые годы собирали по 380-400 ц/га, то в нынешнем хорошо, если дотянут до 280 ц/га.
— Известно, что картофель при температуре выше 25 градусов затормаживается и не развивается, — пояснил Павел Лущак. — У нас же периодически было от +30 до +38. А ночи холодные, что стало дополнительным стрессом. При этом, казалось бы, орошение есть. Но все-таки, полезен именно реальный дождь. Потому что, когда идет дождь, небо закрывают тучи и держится благоприятная для картофеля температура, от +15 до +25 градусов. И в этот период клубни эффективно развиваются. Лучше этого ничего быть не может.
При этом цена на картофель интересная — в середине сентября она была 65 тенге за килограмм, сейчас уже 75 тенге.
Озимые
В «Найдоровском» уже четвертый год подряд сеяли озимые зерновые — пшеницу и тритикале.
— Начинали мы с опаской, в первый год посеяли примерно 1% от площади, 137 га, — рассказал Павел Лущак. — Результат оказался хорошим, и мы начали увеличение полей. В прошлом году мы посеяли 750 га, а в нынешнем — 1400 га (9% от нашей площади).
Преимуществ у озимых много. Даже в том, что сев проходит 21-25 августа, когда люди и техника относительно свободны от прочих забот — сенокос уже завершился, а жатва еще не началась. Уборка тоже проходит в комфортный период, стартуя 20 июля и завершаясь 2 августа.
Для развития самих растений плюс в том, что они забирают всю весеннюю влагу. Это очень хорошо сказалось на объеме урожая нынешнего года. Несмотря на засушливость мая и июня, когда происходили кущение и налив, удалось намолотить 25 ц/га с клейковиной 30%.
И тут нужно сказать еще об одном важном преимуществе — ранний урожай позволяет получить и ранние деньги, которые потом идут на финансирование жатвы — закупку запчастей и ГСМ.
— Озимый тритикале был нами благополучно продан по 85 тыс. тенге за тонну, — рассказал Павел Лущак. — С учетом урожайности каждый гектар нам принес 215 тыс. тенге.
В планах дальнейшее увеличение площадей озимых. Рисков тут Павел Лущак не видит. Ведь несмотря на то, что многие говорят о морозах и прочих опасных факторах, способных отрицательно сказаться на урожае, летом этих проблем не меньше — засуха, жара, вредители, болезни и т. д.
Агротехнологии
Верный выбор культур и их сортов — это только часть успеха. Также важно соблюдение агротехнологий.
Павел Лущак убежден, что агротехнология должна быть комплексной. То есть включать все элементы, необходимые для получения высокого урожая — необходимые мероприятия по механической обработке посевов (зябь, прикатка), использование качественных семян, борьба с сорняками, защита от вредителей и болезней, а также использование минеральных удобрений. Если выпадает один элемент, то и остальные не сработают.
— Если работать по нашей «традиционке», как делают 80% фермеров, то тогда ничего не надо: весной приехал — посеял, осенью приехал — собрал что выросло, и все, — отметил Павел Лущак. — Будешь получать 10-12 ц/га, на это наша земля способна. Но если вы хотите получать 20-30 центнеров, то без дополнительного питания ничего не выйдет.
Почвы в «Найдоровском» достаточно бедные, содержание гумуса — 2,1%. Для сравнения: в Акмолинской области 3,5%. А в Карабалыкском районе Костанайской области, например, 5,6%.
— Получается, в Акмолинской области потенциал земли почти в два раза выше, чем у нас, в Костанайской — почти в три раза, — отметил Павел Лущак. — Поэтому без минеральных удобрений нам не обойтись. Хотя среди многих фермеров бытует мнение, что удобрения «не срабатывают».
Удобрения
В «Найдоровском» пробовали и нулевую технологию, и шестипольный севооборот. Но в итоге пришли к старой проверенной схеме — четырехпольный севооборот. На пары ежегодно оставляют четверть площадей, около 5 тыс. га, куда вносится аммофос 10-46. Это фосфорное удобрение отечественного производителя КазФосфат. В сравнении с российским аналогом 12-52 у казахстанского чуть ниже цена в пересчете на действующее вещество. Норма выбрана 160 кг/га, что позволяет удобрениям работать весь цикл, три года.
Также весной при посеве на работающие поля вносятся серные и азотные удобрения, которые кроме создания питательного фона также закисляют излишне щелочную почву, в которой плохо идет усваивание макро- и микроэлементов растениями.
— Если PH выше 8, происходит блокировка усваивания питательных веществ культурой, — пояснил Павел Лущак. — А у нас РН на уровне 8,2. Поэтому при посеве мы вносим сульфоаммофос 20-20-14 с нормой 80-100 кг/га.
При этом фермер обращает внимание на существенную помощь государства в приобретении удобрений — субсидирование почти половины их стоимости. В других странах это не делается.
— На пары мы вносим удобрений на 12 тыс. тенге на гектар, — провел расчеты Павел Лущак. — Если раскидать на три года, это 4 тыс. тенге за сезон. Еще на 3 тыс. тенге удобрений ежегодно мы вносим при посеве. Получается, 7 тыс. тенге в год — это наши расходы на удобрения, которые нам дают комфортный урожай и многократно окупаются.
Влага
Также Павел Лущак указывает на еще один лимитирующий фактор — влагу. Сейчас модно говорить, что в Казахстане фермеры не умеют работать, что их нужно научить брать по 50 центнеров зерна с гектара. Но какими бы ни были семена и технологии, обойти нехватку влаги невозможно.
— Чтобы у нас получать урожай 50 ц/га, надо минимум 700-800 мм осадков, — рассказал фермер. — Все остальное — это просто фантастика. А семена — это только 30% успеха, любой агроном вам это скажет. Поэтому в первую очередь нужно учиться накапливать влагу и рационально ее использовать, и мы это делаем. Например, мы переходим на короткостебельные сорта, чтобы не поить лишнюю «ботву». Хотя, к сожалению, наши селекционеры этот момент во внимание не принимают, и сортов с коротким стеблем почти нет.
Также короткостебельные сорта имеют и другие преимущества — при жатве комбайн идет по полю легче. Кроме того, на поле остается меньше соломы. Третье — европейские короткостебельные сорта способны два или три раза подниматься после полегания. У казахстанских такой способности нет. Если он лег, то все: надевай стеблеподъемники и коси с ними.
Возвращаясь к осадкам: на формирование 1 центнера урожая растению нужно от 16 до 20 мм влаги. Но если постараться, эту потребность можно снизить.
— Мы сейчас пришли к тому, что нам для формирования 1 центнера нужно 12-14 мм, — отметил Павел Лущак. — Этого мы добиваемся за счет того, что проводим зяблевую обработку и накапливаем в почве больше зимней влаги. Потом, весной после сева делам прикатку.
К этому агротехническому мероприятию многие фермеры относятся скептически. А зря! В «Найдоровском» ее начали делать почти случайно, купив в 2016 году один каток для поля чечевицы. А поскольку было свободное время, также закатали несколько полей пшеницы и льна. И на этих участках осенью получили намного лучший результат. После этого решили закатывать все поля.
Причем стоит эта операция недорого, не более 1000 тенге на гектар. А отдача 2-3 центнера с гектара. Так что, при цене зерна 90 тыс. тенге за тонну, операция ценой в 1000 тенге приносит хозяйству как минимум 18 тыс. тенге прибыли.
— Вот такие маленькие преимущества и приводят к большим результатам, — резюмировал Павел Лущак. — Внес удобрения, провел хотя бы одну обработку от вредителей и одну от болезней, купил семена чуть дороже, выполнил необходимые мероприятия с землей для накопления влаги... На этом нельзя экономить! Мы тоже просчитывали разные модели, в том числе с минимумом вложений. Да, если на всем экономить, то рентабельность будет. Но доход окажется минимальным. А идти надо к тому, чтобы не 20-30 тыс. тенге с гектара получать, а как минимум 80.
Сергей Буянов, фото и видео автора
Источник: https://eldala.kz/specproekty/2701-kak-agrotekhnologii-pomogayut-zarabatyvat-500-s-gektara
1 224 -рет қаралды