Противодействие коррупции


О центре / Противодействие коррупции


Комплаенс –служба  ТОО «НПЦЗХ имени А.И. Бараева»  сообщает


    12 мая 2022 года  в соответствии с Планом мероприятий  по обеспечению законодательства о противодействии коррупции  комплаенс –служба  ТОО «НПЦЗХ имени А.И. Бараева»   совместно с Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции с  лицами, ответственными за проведение государственных закупок, работниками финансового отдела ,  осуществляющими  реализацию бюджетных программ  и   также  другими  материально-ответственными лицами провела выездное профилактическое  мероприятие по превенции коррупции в Учреждение ЕЦ 166/18 г. Степногорск.




Аналитическая справка

по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков

в деятельности ТОО «Научно-производственный центр

зернового хозяйства имени А.И. Бараева»



    п. Научный                                                                                       23 декабря 2022 года



В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года, а также согласно требованиям Правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года 12 ,а также планом работ по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков в ТОО «Научно-производственный центр зернового хозяйства имени А.И. Бараева», утвержденным приказом от 04.05.2021г. № 141 ж/қ в ТОО «Научно-производственный центр зернового хозяйства имени А.И. Бараева» (далее – Товарищество) проведен внутренний анализ коррупционных рисков.

В целях проведения внутреннего анализа коррупционных рисков приказом по Товариществу от 4 мая 2021 год 141-Ж/Қ, назначена комплаенс-служба Товарищества, в чьи полномочия отнесена проведение внутреннего анализа коррупционных рисков.

Цель и задача: проведения внутреннего анализа коррупционных рисков

Охватываемый период анализа: 03.01.2022 г. - 31.12.2022 г.

Основная функция Товарищества – обеспечение эффективного развития агропромышленного комплекса путем повышения результативности научной деятельности, интегрирования научно-технических разработок в реальное производство.

Внутренний анализ коррупционных рисков проведен по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Товарищества;

2) управление персоналом;

3) проведение анализа внутренних нормативных документов Товарищества на предмет коррупционных рисков;

4) конфликт интересов;

5) вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности.

1) Проанализированы нормативные правовые акты, касающиеся деятельности Товарищества, в частности, отраслевые законы, правила, стандарты и регламенты, по результатам анализа которых коррупционных рисков выявлено не было.

2) Управление персоналом.

В качестве источников для анализа были исследованы нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность Товарищества (законы, постановления Правительства Республики Казахстан, приказы, иные нормативно правовые акты); внутренние документы Товарищества, официальная информация, представленная Товариществом, материалы и документы, находящиеся в свободном доступе.

Работники Товарищества принимались на работу в соответствии с утвержденными внутренними нормативными документами и квалификационными требованиями по должностной инструкции.

Штатная численность – 243единиц,

Согласно штатной расстановке штатное расписание в анализируемый период занимало - 243 штатных единиц.

За период с 3 января 2022 года по 31 декабря 2022 года на занятие вакантных должностей было принято и назначено 76 работников.

Количество уволенных за период с 3 января 2022 года по 31 декабря 2022 года составляет 48 человек;

Основные причины увольнения:

•по инициативе работника - 45

•по инициативе работодателя - 3

Основной причиной расторжения трудового договора является инициатива работника, связываемые с переходом и трудоустройством на новое место работы.

В целом по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков выявлены недостатки, связанные с процедурами отбора кандидатов при приеме на работу и соответствующими пробелами во внутренних нормативных документах Товарищества.

Все это влияет на эффективность деятельности Товарищества.

В компетенцию структурных подразделений Товарищества закреплены задачи, обеспечивающие основные направления деятельности подразделений.

Соответственно, руководители структурных подразделений и должностные лица должны нести персональную ответственность за действия курируемых направлений.

Наличие персональной ответственности должностных лиц является сдерживающим фактором противоправных действий, в том числе коррупционного характера.

Лучшие мировые и отечественные практики свидетельствуют о том, что эффективные системы управления персоналом являются важным инструментом исключения или минимизации условий для конфликта интересов и возможных коррупционных рисков.

В Товариществе наблюдается относительно высокий уровень сменяемости кадров. За 2022 год уровень текучести кадров составило 29%.

Вместе с тем, установлено несовершенство правил отбора претендентов на занятие вакантных должностей в Товарищество.

Процедура отбора, найма и оформления трудовых отношений с работниками Товарищества осуществлялось на основании представления руководителя структурного подразделения, где имелась вакансия.

Вопросы прекращения трудовых отношений регулируются в соответствии с действующим Трудовым кодексом Республики Казахстан.

При приеме на работу осуществляется на основании конкурсного отбора работников на вакантные должности и другие рабочие места.

С начала 2021 года Трудовым кодексом Республики Казахстан введен запрет на трудоустройство в субъекты квазигосударственного сектора лиц, совершивших коррупционное преступление.

Вышеуказанные проблемы в правовом регулировании, требуют своего разрешения, как в части пересмотра внутренних актов Товарищества с учетом выявленных пробелов, так и приведения внутренних актов в соответствие с нормами действующего законодательства Республики Казахстан.

Рекомендации:

- разработать, согласовать и утвердить Правила управления персоналом с внесением норм об:

1. установлений обязательного требования о предоставлении справки о совершенных/отсутствия совершения коррупционных преступлениях и в случаях, предусмотренных законодательством РК справки об отсутствии судимости;

2. обеспечений полноценного доступа кандидатов к результатам конкурса на занятие вакантной должности (размещение на сайте информации о результатах конкурса);

3. установления четких критериев по использованию методов поиска кандидатов на вакантные должности.


3) Проведение анализа внутренних нормативных документов Товарищества на предмет коррупционных рисков в сфере проведения закупок товаров, работ и услуг.

В процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг Товарищество руководствуется Правилами осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (далее - Правила).

Закупки товаров, работ и услуг (далее - закупки) Товарищества осуществлялись в электронном формате в информационной системе электронных закупок, организатором которых в пределах своей компетенции является Товарищество.

Закупки в 2022 году Товариществом проводились согласно Плана закупок товаров, работ и услуг, планируемых к приобретению в 2022 году Товариществом, утвержденный Приказом председателя правления от 8 января 2022 года №160

За анализируемый период Товариществом заключено 1250 сделок на приобретение товаров, работ и услуг.

Приобретение в рамках «Программно-целевого финансирования научных исследований и мероприятий» (ПЦФ), услуг организаций во исполнение договорных обязательств государственного заказа по научному сопровождению программ и проектов заключено 200 сделок.

Данные показатели являются предметом дальнейшего рассмотрения по направлению коррупционных составляющих и для предотвращения в дальнейшем таковых результатов, необходимо разработать такие инструменты, которые могут привести к противоположной тенденции, что является одной из мер воздействия коррупционным предпосылкам.

Основными способами осуществления закупок товаров, работ и услуг Товариществом, в целях исключения коррупционных правонарушений, является проведение тендера и запроса ценовых предложений.

Закупки Товариществом осуществлялись с соблюдением принципов и норм, предусмотренных Правилами:

1) оптимального и эффективного расходования денег, используемых для закупок;

2) открытости и прозрачности процесса закупок;

3) предоставление потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процессе закупок;

4) добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков;

5) ответственности участников закупок;

6) недопущения коррупционных проявлений.

Взаимодействие структурных подразделений в процессе осуществления государственных закупок в Товариществе за анализируемый период не принято и не утверждено.

Нарушение и замечание за анализируемый период выявлены на основании аудиторского отчёта службой внутреннего аудита НАО «НАНОЦ» от 29.07.2022 года,

Рекомендация: -разработать план мероприятий по устранению и не допущению нарушений и замечаний, выявленных Службой внутреннего аудита НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр»

- разработать, согласовать и утвердить внутренние нормативные документы, регламентирующие проведение закупок товаров, работ и услуг.

Правовой мониторинг, претензионно - исковая работа.

В период с января по декабрь 2022 года принимали участие в 3 судебных процессах (более 7 заседаний), из них:

-в качестве истца: в 2 случаях;

-в качестве ответчика: в 1 случае.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет в Товариществе велся не на должном уровне.

Отдел в своей деятельности руководствовался Положением финансового отдела и бухгалтерского учета, утвержденный председателем правления 22 апреля 2021 года.

Выплаты работникам, предусмотренные трудовым договором, коллективным договором и локальными актами работодателя, в т.ч. – заработная плата, пособия на оздоровления, отпускные, надбавки и другие выплаты начислялись и оплачивались своевременно в рамках действующего законодательства РК. За 2022 год жалоб по оплате труда не поступало.

Следует отметить, что в штатном расписании Товарищества имелись несоответствующие действующему трудовому законодательству формы выплаты, над которым ведется работа по исправлению и приведению в соответствиедействующими нормативами Республики Казахстан.

Рекомендация: - разработать, согласовать и утвердить внутренние нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета в Товариществе по видам деятельности с разделением учета бюджетных и собственных денежных средств, Учетную политику. Обновить налоговую учетную политику Товарищества.


4) Конфликт интересов.

За анализируемый период среди работников Товарищества не зарегистрированы конфликты интересов, предусмотренные статьей 51 Закона Республики Казахстан «О государственной службе».

.

Рекомендация: - разработать, согласовать и утвердить внутренние нормативные документы, регулирующие процедуры урегулирования конфликта интересов в Товариществе с определением коллегиального органа по мониторингу и регулированию конфликта интересов.


5) Проведенный анализ организационно-управленческой деятельности Товарищества свидетельствует о наличии ряда факторов, исключение которых и введение новых антикоррупционных норм способствовало бы повышению эффективности и результативности работы в сфере противодействия коррупции.

Заключение:

1) Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность Товарищества - не выявлено;

2) Выявленные коррупционные риски в организационно-управленческой деятельности Товарищества, включить в План мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков, для дальнейшей работы;

3) В нормативных правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность Товарищества, не выявлено дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений;

4) Разрешительные и контрольные функции Товарищество не осуществляет, имеет место сменяемость кадров, конфликты интересов внутри персонала, и предлагаемые рекомендации включить в План мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков, для дальнейшей работы.

5) Рекомендации по выявленным коррупционным рискам включить в План мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков, для дальнейшей работы.



Комплаенс-служба

скачать dle 12.0
1 313 -рет қаралды

Басқа да


Серіктестер
Наверх Наверх